Сравнительный обзор конструкторов сайтов с антитехнической точки зрения
С помощью чего можно сделать сайт, не умея практически ничего? Всегда ли "проще" - значит "лучше"? Можно ли попасть в каталог Яндекса не за 8 с хвостиком тысяч рублей? С чем едят "бесплатность" и есть ли она в природе? С этими и некоторыми другими вопросами я столкнулся в процессе работы на сайтом. И попытался на них ответить в предлагаемой статье.

Если за дело берётся полный «чайник»

или
Сравнительный обзор конструкторов сайтов с антитехнической точки зрения

Мне всегда тяжело давались технические дисциплины и точные науки – мои способности лежали в области музыки в целом и педагогики в частности. Сделать аранжировку или расписать партитуру – легко. Работать с детьми – иногда сложно, но всегда решаемо и очень интересно. Организовать и провести, к примеру, городской фестиваль – нет проблем. А вот сделать сайт… тут надо подумать. Потому что есть страшный зверь HTML, про которого я знал, что он есть. Ещё тут и там на глаза попадались всевозможные CSS, PHP, и др., и пр. И что со всем этим делать – непонятно.
Сделать сайт достаточно узкопрофессиональной направленности и вместе с тем интересный для коллег мне хотелось давно. Уже года 3 назад. Материал был. Со структурированием информации проблем не было никогда. Знаний в области сайтостроения, сайтонаполнения и сайтопропихивания – никаких. Забегая вперёд – их и сейчас мало, HTML я так и не освоил, многие вещи делаю по инструкции…
Предлагаемый ниже сравнительный обзор различных конструкторов сделан с точки зрения абсолютно безграмотного в деле сайтостроения человека («чайник» – наиболее точная характеристика). В этом обзоре практически не будет технических подробностей – я в них просто не разбираюсь. Я расскажу о том, с чем мне пришлось столкнуться – и, возможно, это поможет таким же начинающим, как и я.


Часть первая. ТЗ

Итак, что мне было необходимо:

1. Просто. То есть – для совсем «чайников». Таких, как я. Писать код – не предлагать, мне слабо, многие мои коллеги сильно удивляются даже тому, что я с компьютером делаю...
2. Незамороченный дизайн – т.е. возможность поставить спокойное, приятное для глаз цветовое решение и больше об этом не задумываться. И интуитивно понятная навигация – «куда тыкать, чтобы попасть вооооон в тот раздел».
3. Возможность загрузки и размещения текстов, таблиц, фото (опять-таки – чтобы просто). Особенно таблиц. Потому что надо.
4. Возможность выкладывать для загрузки-скачивания-дальнейшего просмотра увесистые файлы (Word с большим количеством фоток, презентации с большим количеством часто неоптимизированных фоток... видео встроить тоже не мешало бы). Да, это должно быть просто.
5. Возможность оперативного добавления-выкладки новостей, документов и всего остального из п.3 и 4.
6. Ну и, как пожелание, – гостевуху или форум прикрутить, почту бы ещё - но это фантастика...
7. Много разделов!!! То есть, к примеру, в одном разделе – образовательные программы, в другом – методические рекомендации, в третьем – статьи и публикации коллег, в четвёртом – план мероприятий, в пятом – отчёты о прошедших мероприятиях, в шестом – фотоотчёты, в седьмом... восьмом... Ну и чтобы эти разделы можно было бы связать в простую и понятную структуру. Меню, в общем, должно быть съедобным.

Вот с этим я и приступил к поиску подходящего для моих целей конструктора.


Часть вторая. Народные забавы

Первым опытом стал разрекламированный в то время Народ.ру. Начитавшись рекламы, я двинулся туда. Зарегистрировался (без проблем) и начал выбирать имя для сайта. Сидел долго – всё более-менее интересное было уже. А то, что было ещё – не воспринималось ни на слух, ни на взгляд. С учётом того, что тематика довольно специфичная – программа социальной деятельности и работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья – меня это дело как-то удивило. В итоге что-то зарегистрировал… удобоваримое скорее более, чем менее. А дальше начались сплошные проблемы.
Хоть сколько-то удобного меню сделать не удалось. Совсем никак.
Жёсткая структура, которую я не смог подогнать под свои потребности.
Три шаблона, пять дизайнов, семь шрифтов.
Шаблоны неудобные.
Дизайн… ну как бы это сказать? Подобрать не бьющую по глазам цветовую гамму я смог. Всё. Дальше про дизайн не буду.
Как вставлять-делать таблицы – я разобраться не смог.
Фотографии я вставил, но на выходе они почему-то беспорядочно расползлись по странице.
Мучился с Народом я где-то с месяц. Основным проблемным местом стало меню. Когда я понял, что с меню ничего сделать не смогу, то удалил получившееся убожество и решил с народными забавами завязать.

Резюме
Плюсы:
1. Просто. Очень просто. Понятная пошаговая инструкция.
2. Можно использовать для заливки и хранения файлов. Этакое хранилище.
Минусы:
1. Просто. Обратная сторона этой простоты – крайняя ограниченность возможностей конструктора.
2. Крайне непозитивный имидж самого понятия «Сайт на Народе».

Год спустя меня случайно занесло на курсы повышения квалификации. Курсы были посвящены Web2.0 в педагогической практике…


Часть третья. Google – это не только ценный мех…

…но и множество удобнейших инструментов.
Технологиям от Google было посвящено достаточно много времени. Почта, Google-документы, Picasa… И – как апофеоз – сайт! Всё было замечательно, но.
Сайт пошёл тяжело. Если честно – никак не пошёл. Я до сих пор не понимаю, каким образом там настроить: меню, структуру, дизайн и ещё 36 наименований.
Курсовая работа выглядела мрачно и тоскливо: нечто в тёмных тонах, большая фотография с налезающим на неё логотипом (ну не получилось разнести, хотя очень старался), меню с тремя подпунктами, куда я напихал свои материалы. На таблицах я сломался.
Да, Google-сайт я полностью удалить не смог. Думаю, что до сих пор в бескрайнем пространстве Интернета висит это печальное недоразумение.

Резюме
Плюсы:
1. Google-сайт прекрасно интегрируется с множеством очень удобных и понятных Google-сервисов.
Минусы:
2. На мой взгляд – неинтуитивный конструктор. Как следствие – сложности с настройкой дизайна, меню, структуры сайта.


Часть четвёртая. Не совсем сайт, а всего лишь Wiki

Первого внятного результата я, как ни странно, добился с помощью создания Wiki-страницы. На тех же курсах мы занимались созданием своего профессионального портфолио в Wiki-среде. Я довольно быстро понял принцип Wiki-разметки, с некоторым затруднением («копипаста наше всё!») сделал обрамление и цветной фон, да и по структуре получилось весьма понятно.
Но на полноценный ресурс это не тянуло по следующим причинам:
1. Это именно страница. Разделы расположены один под другим… вниз, вниз, вниз… «Тянем-потянем, вытянуть не можем».
2. Объёмные документы, фотографии и т.д. туда не поместить. Либо они загружаются на сторонние ресурсы (я тогда как раз пытался упихать всё на Google-сайт и ссылки с моей Wiki-страницы вели туда), либо надо делать целый комплекс связанных между собой страниц, что, на мой взгляд, несколько странно и весьма неудобно с точки зрения навигации.
3. Меня не устраивало то, что любой человек может редактировать (изменять, удалять) любой выложенный документ. Да, в педагогическом сообществе СоцОбраз публика в высшей степени интеллигентная и образованная, а ещё там есть системный администратор, который следит за порядком, но…
4. С вёрсткой таблиц в Wiki я справился. С помощью пошаговой инструкции и разных, не всегда произносимых волшебных слов. Но верстать там таблицы – я лучше ещё четырёх Рахманиновых выучу.

Резюме
Плюсы:
1. Логичность и относительная простота Wiki-разметки.
2. Простота редактирования и добавления материалов.
3. Легко изменяемая и настраиваемая структура Wiki-страницы.
Минусы:
1. Сложности с вёрсткой таблиц.
2. Документы могут быть отредактированы-изменены кем угодно.
3. Всё-таки Wiki-страница и полноценный сайт – это разные вещи.

В результате у меня сейчас две действующие тематические страницы в педагогическом сообществе СоцОбраз. Кроме того, я периодически выкладываю новости в региональном разделе, принимаю участие в мастер-классах и т.д.
Но хотелось большего… и ещё полгода спустя мне кинули ссылки на Joomla! и Ucoz.


Часть четвёртая с половиной. «Что это? Где это? Как всё это?..»

Моё знакомство с конструктором Joomla! заняло полтора часа. Я ознакомился с несколькими разделами из серии «начало работы с». Ещё раз ознакомился. Ещё раз… Собственно, до попытки создания сайта дело не дошло, т.к. этот конструктор оказался несколько за гранью моих более чем скромных познаний и возможностей.
Я знаю, что этот конструктор считается хорошим, мощным, безопасным и т.д. Но фраза «CMS Joomla! – современная система управления сайтом, построенная на базе данных с использованием PHP/MySQ» до сих пор вгоняет меня в некоторый ступор.


Часть пятая.
«О, шаблон! Туда можно вписать… Упс, перекосило… Техподдержка-а-а!!!» – а также о пользе инструкций

С нехорошими предчувствиями и некоторой опаской я перешёл к знакомству с Ucoz. Зарегистрировался, следуя инструкции – а дальше, к моему удивлению, что-то начало получаться. Инструкция была понятной! Выбор и установка шаблона прошли легко и непринуждённо. Через час блуждания по системе методом «научного тыка» была сваяна некая заготовка. И даже было понятно – что, куда и как в неё загружать.
Этот первый сайт на Ucoz просуществовал месяца 3-4. Я научился не пользоваться Оперой при загрузке материалов и статей, менять шаблон и названия разделов в «Меню», загружать картинки, таблицы и многое другое по мелочам.  Удивительно, но всё получалось.
Потом этот сайт стал неактуален, а я взялся за создание «Открытого мира».
Первое, что вызвало некоторые затруднения, – новая в тот момент система регистрации. Что относится к uNet, что к созданию и администрированию собственно сайта – я разобрался не сразу. Но разобрался. Без проблем выбрал имя, подобрал удобный для моих целей трёхколоночный шаблон в спокойных и ненавязчивых тонах. Перенёс и загрузил несколько материалов и статей со старого сайта. Попробовал вставить картинку в новость – и начал копаться в инструкциях. Картинку со второй попытки вставил. Заодно обнаружил, что процент понимания инструкции равен примерно 50… То есть половину понимаю, остальную половину – как бы. Условно. Ну, почти. Пришлось вчитываться и вскапывать дополнительные материалы. Забегая вперёд – помогло.
В общем – с загрузкой статей, документов и книг проблем не возникало – пока в один непрекрасный момент сайт при открытии в IE стал иметь «вид лихой и придурковатый». Главную страницу перекосило до неузнаваемости. Два вечера я пытался что-то с этим сделать – включая общение на форуме ТП. После чего обратился к платной техподдержке. Что могу сказать – мне не только оперативно поправили перекошенное, но и внятно разъяснили – в чём, собственно, была проблема и как избежать этой ошибки в дальнейшем. Именно тогда я узнал про «тэги из Ворда». И как их править в режиме HTML-редактора.
Довольно быстро разобрался с тем, как прописывать ссылки и вставлять баннеры прямо в код страниц. Гораздо дольше разбирался с такой удобной вещью, как выпадающие подпункты меню. Методом проб и ошибок менял дизайн – вставлял оригинальные блоки в шапку сайта, подбирал фон. Скажу честно: единственная вещь, которую я не смог сделать сам, – это настройка шапки сайта под различное разрешение экрана. Решить эту проблему мне помог специалист.

Несколько слов о «престижности» и «непрестижности» доменных имён третьего уровня.
В увлекательном процессе сайтопропихивания где-то через полгода с момента создания сайта я столкнулся с одним забавным явлением… Скажем так – дискриминация сайтов с доменными именами третьего уровня есть. То есть, случается. Иногда. С моим ресурсом она случилась аж два раза.
Отчасти из-за этого, но в большей степени из соображений эстетических я решил обзавестись человеческим доменным именем. Чтобы второго уровня, чтобы не .com, .biz и тому подобные, чтобы смотрелось нормально, читалось приятно и запоминалось хорошо. Обзавёлся. Инструкция была понятной.
А затем, забэкапив всё, что только можно, я приступил к пугающей операции «перенос домена». С учётом: а) своей технической малограмотности, и б) чтения форума, где озвучивалось множество проблем при осуществлении данной операции… Мне было страшно заранее.
На это самое осуществление у меня ушёл час. На всё. Перенос, прикрепление, возня с настройками… Инструкция была… ну, вы уже догадались, правда?
После этого работа с Google-сервисами показалась совсем несложной. Много времени ушло только на почтовый ящик (но это особенность данного сервиса в принципе). Со встройкой видео и галерей Picasa проблем не возникло вообще. Для нового красивого адреса я, пользуясь инструкцией, сделал и установил фавиконку.

Два слова о бесплатности и около. Я прекрасно понимаю, что «бесплатно» не бывает. Просто можно платить не деньгами, а наличием баннера. Баннер-полоска мне не мешал. Свисающее с одного бока крупное рекламное нечто – уже не устраивало. Стоимость и функционал базового пакета меня устраивала (что-то начал использовать сразу, что-то до сих пор не востребовано – но ресурс разрастается, авось и пригодится то же дисковое пространство). Заодно разобрался с регистрацией и использованием Virtual Visa.

Резюме
Плюсы:
1. Разноуровневость. Даже если ты не знаешь и не умеешь ничего, то при некотором старании на выходе всё равно будет достаточно приемлемый результат.
2. Форум техподдержки. Там есть раздел для начинающих и подробно рассматриваются проблемы по всем разделам.
3. Бесплатность-платность. Можно не платить ничего (в качестве оплаты – баннер), можно платить немного (и получать за это довольно большой пакет услуг и возможностей), можно платить больше… Мне хватает с избытком базового, самого недорогого пакета.
4. Понятность. Интерфейс Ucoz интуитивно понятен. Сделаны подсказки. Есть пошаговые инструкции «как сделать то-то» на форуме ТП.
5. Оперативность платной техподдержки. Обращался дважды. Мало того, что быстро исправили мои косяки, так и доходчиво объяснили, где и в чём были проблемы.
6. Удивительное разнообразие в настройке шаблонов, меню и т.д.
7. Интеграция с Google-сервисами.

Минусы:
1. Всё-таки возникла некоторая путаница при регистрации – регистрация в uNet, отдельный пароль для входа в систему, ещё один – для входа в админку…
2. Не сразу понял, где это – «установить никнейм». И довольно долго ходил по Ucoz-сайтам и форуму техподдержки без ника.
3. Раздел «Фотоальбом». Может, я чего-то недопонял, но структурировать галереи фотографий мне было неудобно. Загрузка фотографий достаточно высокого качества (и, соответственно, довольно увесистых) вызвала проблемы.
4. Режим «конструктор». К стыду своему, я так и не понял принципа его работы. Несколько раз пробовал использовать – на выходе получал результат непредсказуемый и почему-то всегда далёкий от задуманного. Как-то всё уже сделанное спасло то, что за неделю до того был бэкап… наработки за послебэкапную неделю восстанавливал часа два вручную. С тех пор этот режим не использовал. Для меня работать через админку оказалось проще и удобнее.


Часть шестая. Результаты и перспективы

Сайту «Открытый мир» в конце сентября исполнился год.
Итак, некоторые итоги года:
1. Выход на стабильную посещаемость 15-25 хостов в день. Я считаю, что для регионального ресурса узконаправленной социально-педагогической тематики это весьма неплохой результат.
Как получилось? Просто искал интересные тематические ресурсы, знакомился, общался, обменивался ссылками и баннерами. Регистрировался в тематических каталогах. Посещаемость из региона – за счёт освещения мероприятий и публикации интересной информации.
2. Сайт был включен в каталог Яндекса.
Каким образом? Я зарегистрировался на Яндексе, заполнил анкету для включения в каталог и отправил её… Всё. Я ничего не платил. На рассмотрение анкеты ушло около четырёх месяцев.
3. Самое главное – я за год узнал столько нового, что сам себе удивляюсь. Не ожидал, что на подобное способен в принципе. А ещё невероятное количество новых знакомств и новых идей, замечательные люди со всего мира, творческое и профессиональное общение, желание и возможности развивать ресурс дальше…

…И всё это во многом благодаря тому, что инструкции в конструкторе Ucoz были понятными :)!

Категория: Мои материалы | Добавил: Alex_R (30.09.2010)
Просмотров: 19044